Фреска

Фре́ска

(от итал. fresco, буквально — свежий)

техника живописи красками (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную плёнку кристаллического карбоната кальция, закрепляющую краски и делающую Ф. долговечной; Ф. называют также произведение, выполненное в этой технике. Ф., позволяющая создавать монументальные композиции, органически связанные с архитектурой, является основной техникой стенных росписей (См. Стенные росписи). Штукатурка (грунт) составляется обычно из 1 части гашёной извести, 2 частей минеральных наполнителей (кварцевый песок, порошок известняка или дроблёный кирпич), иногда — с органическими добавками (солома, пенька, лён и т.д.), предохраняющих грунт от растрескивания. Для Ф. годны краски, которые не вступают в соединения с известью. Палитра Ф. довольно сдержанна; применяются главным образом земляные натуральные пигменты (охры, умбры), а также марсы, синий и зелёный кобальт и т.д., реже краски медного происхождения (голубец и др.), а также киноварь. Все синие и чёрные краски (реже — другие) наносятся на уже сухую штукатурку с помощью клея. Ф. позволяет пользоваться тонами во всю их силу, но при письме приходится учитывать, что краски, высыхая, сильно бледнеют. Важную роль во Ф. играют лессировки, однако при большом количестве красочных слоев цвет ослабевает и тускнеет. Кроме собственно Ф., с глубокой древности известна роспись по сухой штукатурке (а Секко).

Ф. была распространена уже в Эгейском искусстве (2-е тыс. до н. э.); большого подъёма достигла она в античной художественной культуре, где использовались многослойные шлифованные грунты с добавлением мраморной пыли. С первых веков н. э. росписи, близкие по технике к Ф., начали создаваться у народов Востока (в Индии, Средней Азии и др.). Античные мастера заканчивали Ф. по сухому с помощью темперы (См. Темпера). Этот приём был характерен и для средневековой Ф., получившей развитие в искусстве Византии, Древней Руси (10—12 вв. и 14—17 вв., когда работали Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий), Грузии, Сербии, Болгарии, Италии, Франции, Германии и др. стран. Большого подъёма искусство Ф. достигло в творчестве мастеров эпохи Возрождения в Италии (Джотто, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Рафаэль, Микеланджело и др. в 14—16 вв.). С 16 в. в Италии распространилась «чистая» Ф. (буон Ф.) без применения темперы. Для Ф. этого и последующего времени характерны 2-слойные грунты, верхний из которых наносился на тот участок, который живописец предполагал закончить за 1—2 дня. Традиции Ф. жили в декоративных росписях 17—18 вв. В 19 в. к Ф. обращались Назарейцы в Германии, а также отдельные представители «Модерна» (Ф. Ходлер в Швейцарии и др.). Многие прогрессивные мастера 20 в. работают в технике Ф. (А. Боргонцони в Италии, Д. Ривера в Мексике и др.). Палитра современных Ф. пополнена многими новыми, синтетическими красителями.

В СССР в популяризацию техники Ф. значительный вклад внесли В. А. Фаворский, Л. А. Бруни, Н. М. Чернышев и др.

Лит.: Шмид Г., Техника античной фрески и энкаустики, пер. с нем., [М.], 1934; Бодуэн П., Техника фресковой живописи, пер. с франц., [М.], 1938; Чернышев Н. М., Искусство фрески в древней Руси, М., 1954; Лебедева В., Советское монументальное искусство шестидесятых годов, М., 1973.

Источник: Большая советская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. фреска — -и, род. мн. -сок, дат. -скам, ж. 1. Живопись, основанная на применении водяных красок, наносимых на сырую штукатурку. 2. Произведение, выполненное в такой технике. Малый академический словарь
  2. фреска — орф. фреска, -и, р. мн. -сок Орфографический словарь Лопатина
  3. фреска — Фре́ск/а. Морфемно-орфографический словарь
  4. фреска — ФРЕСКА и, ж. fresque f. , > нем. Fresco <�ит. al fresco. 1. Картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке. БАС-1. 20-го сего месяца <�протокол 1752 г. Ея имп. Величеству > были предъявлены .. Словарь галлицизмов русского языка
  5. Фреска — (от итал. fresco, буквально — свежий), техника живописи красками (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную плёнку карбоната кальция... Художественная энциклопедия
  6. фреска — Заимств. в конце XVIII в. из итал. яз., где fresco «фреска» < fresco «сырая, непросохшая». Фреска названа так потому, что представляет собой картину, написанную по непросохшей, сырой штукатурке. Этимологический словарь Шанского
  7. Фреска — (а фреско, аль фреско, альфреско) Живопись водорастворимыми красками по влажной штукатурке. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) Архитектурный словарь
  8. фреска — ФРЕСКА, и, ж. 1. Картина, написанная водяными красками по свежей, сырой штукатурке. Древнерусские фрески. 2. Вид живописи настенная роспись. | прил. фресковый, ая, ое. Фресковая живопись. Толковый словарь Ожегова
  9. фреска — ФР’ЕСКА, фрески, ·жен. (от ·итал. fresco — свежий, сырой) (живоп.). Картина водяными красками, нанесенными на свежую штукатурку. Древние фрески новгородских церквей. Толковый словарь Ушакова
  10. фреска — ФРЕСКА -и; мн. род. -сок, дат. -скам; ж. 1. Живопись, основанная на применении водяных красок, наносимых на сырую штукатурку. Изучать итальянскую фреску. 2. Произведение, выполненное в такой технике. Фрески Микеланджело. Средневековые фрески. Толковый словарь Кузнецова
  11. Фреска — (итал. fresco – свежий) – живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. Одна из техник стенных росписей. Словарь по культурологии
  12. фреска — Фрески, ж. [от ит. fresco – свежий, сырой] (живоп.). Картина водяными красками, нанесенными на свежую штукатурку. Большой словарь иностранных слов
  13. ФРЕСКА — ФРЕСКА (от итал. fresco — свежий) — живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. Одна из техник стенных росписей. Большой энциклопедический словарь
  14. фреска — фреска ж. 1. Живопись по сырой штукатурке водяными красками. 2. Произведение, выполненное в такой технике. Толковый словарь Ефремовой