Теияр Де Шарден

(Teilhard de Chardin) Пьер (1881-1955) — фр. ученый-палеонтолог, философ и католический теолог, разработавший христианский вариант эволюционной этики. Этические воззрения Т. д. Ш. логически вытекают из его теории «космогене-за», согласно к-рой развитие вселенной идет в определенном направлении и в конечном счете сводится к становлению и развитию духа. С т. зр. Т. д. Ш.» мораль появляется на онределенном этапе эволюции жизни и «есть не более чем завершение механики и биологии». Назначение морали — ограничить эгоизм индивида, упорядочить и направить человеческую энергию по нужному руслу. Осн. категориям этики Т. д. Ш. дает биологическую и космическую трактовку: под добром понимается все, что способствует эволюции, повышению уровня организации материи и развитию сознания; под злом — все, что мешает объединению элементов в высокоорганизованные системы и затрудняет прогресс духа. На человека возложена миссия сознательного продолжения творчества эволюции. Его положение в космосе и роль в «космогенезе» служат объективным основанием категории долга. Человек несет ответственность за успех эволюции. Преобразуя материю, он должен противодействовать злу и способствовать общему подъему духа. Духовного совершенства человек может добиться только посредством приобщения к коллективному сознанию. Эволюционная этика, согласно Т. д. Ш., должна быть одновременно и христианской, т. к. без религиозного обоснования мораль не сможет выполнить свою функцию. Христианство помогает людям осознать связь эолюцив жизни с «духовным и трансцендентным полюсом универсальной конвергенции», к-рый посредством, божественной благодати направляет ход эволюции. Подобно тому как Кант предлагал принять бессмертие души и бытие бога в качестве постулатов практического разума, Т. д. Ш. вводит их в этику как необходимые условия человеческой деятельности по завершению эволюции. Существование божественного центра в возможность бессмертия души служат гарантиями успеха эволюции. Без этих гарантий люди не смогут продвигать эволюцию и сознательно переносить трудности. Принцип коллективизма, требование деятельного отношения к миру, утверждение творческих способностей человека — таковы гуманистические черты этических взглядов Т. д. Ш., отличающие его теорию от традиционной христианской этики. В целом же этике Т. д. Ш. свойственны все методологические пороки, присущие др. концепциям эволюционной этики. Стремление согласовать положения эволюционной этики с религиозно-философскими принципами христианства лишь усугубляет эти недостатки. В силу своей противоречивости этические идеи Т. д. Ш. используются различными социальными группами, иногда занимающими противоположные идейные позиции. Принципы этики Т. д. Ш. изложены в соч. «Божественная среда» (1927), «Феномен человека» (1938-40, опубликовано посмертно) и др.

Источник: Философский словарь на Gufo.me