АБХИНАВАГУПТА

АБХИНАВАГУПТА (Abhinavagupta) (кон. 10 – нач. 11 в.) – индийский религиозный философ и эстетик, один из наиболее ярких представителей кашмирского шиваизма [КАШМИРСКИЙ ШИВАИЗМ], в частности его недуалистического направления. Непосредственным учителем Абхинавагупты был философ и тантрик Утпаладева (нач. 10 в.). Основные труды: Комментарий к трактату Утпаладевы «Ишвара-пратьябхиджня» («Ишвара-пратьябхиджня-вимаршини») и «Толкование» к нему («Ишвара-пратьябхиджня-виврити-вимаршини»), трактаты «Тантра-сара» («Сущность тантры»), «Тантра-алока» («Свет тантры»), «Пара-тримшика-виварана» («Толкование тридцати [шести шлок] о Верховной [Богине] и др., ряд сочинений по эстетике и теории драмы. Обычно творчество Абхинавагупты подразделяют на три основных периода. Первый из них – тантристский – посвящен прежде всего обобщению ритуальной практики кашмирского шиваизма, причем особое внимание уделялось религиозному направлению «Трика». Во второй период Абхинавагупта писал в основном работы по эстетике и поэтике (Комментарий к «Натья-шастре», или «Шастре о драматическом искусстве», «Лочана» («Глаз») – Комментарий к трактату «Дхваньялока» («Свет дхвани») Анандава-рдханы. Наконец, к третьему периоду творчества относятся собственно философские его работы, в которых он стремился найти приемлемый синтез между двумя главными философскими школами кашмирского шиваизма – школой спанда и школой пратьябхиджня. В основе учения Абхинавагупты – представление о космическом союзе двух сущностей (точнее, двух аспектов одной и той же нераздельной сущности), которые персонифицированы в образе Шивы и его возлюбленной Шакти. В этом соединении Шива являет собой ясный, незамутненный свет созерцания (пракаша), тогда как Шакти символически обозначает динамический, активный аспект рефлексий, ее интенциональность, направленность вовне (вимарша). Две стороны сознания пребывают в состоянии постоянной пульсации, волнообразного движения (спанда), в соответствии с ритмами которого развертывается и снова свертывается вся вселенная. Деятельное движение Шакти вместе с тем является своего рода проекцией внутренних потенций, латентно заложенных в сердце самого Шивы; именно благодаря позволению верховного Господа энергия Шакти проявляется внешним образом – прежде всего как фоническая энергия Высшей Речи (ибо каждый очередной цикл проявления мира неизменно начинается с возобновления алфавита, с восстановления священных текстов – своего рода всеобщей парадигмы тварного мира), а затем и как полнота прочих явлений и предметов вселенной. Та же пульсация сознания проявляется в каждом живом существе, и как только адепт верно угадывает в себе эту природу, он приходит к внезапному мистическому озарению (пратибха), «узнаванию» (пратьябхиджня) себя самого как верховного Господа. Та же концепция внезапного постижения нашла отражение и в эстетической теории Абхинавагупты. С его т. зр., художник и зритель, поэт и слушатель принципиально равновелики в своем творческом усилии; радостная дрожь «узнавания», приносящая эстетическое наслаждение, возможна лишь потому, что в их душах изначально заложена одна и та же сущность (концепция «сахридая», или представление о «со-сердечном» слушателе). Само представление об эстетическом наслаждении (раса) сближается у Абхинавагупты не столько с идеей удовольствия, «вкушения», сколько все с той же онтологической страстью. В мгновение этой страсти, в переживаемом восторженном изумлении (чаматкара) адепт как бы очищается от наносных, суетных забот и ему открывается истинная природа мира (в этом смысле раса Абхинавагупты на удивление близка греческому понятию катарсиса, каким оно предстает в «Федоне» Платона). Крупнейшим учеником и последователем Абхинавагупты был Кшемараджа, также помимо философии интересовавшийся проблемами поэтики.

Сочинения:

1. Iśvafapratyabhijn̄ākārikā by Utpaladeva, with Vimarsini by Abhinavagupta, ed. by M. S. Kaul, v. 1.–2. – «Kashmir Series of Texts and Studies», 1918–22, N 22, 33;

2. Tantrasara by Abhinavagupta, ed. by M.S.Kaul. – Ibid., 1918, N 17;

3. Iśvarapratyabhijn̄ākarikavimarśini, engl, transl, by К.С.Pandey. Benares, 1954;

4. L’Essenza dei Tantra, tr. R. Gnoli. Torino, 1960;

5. Tantraloka. La Luce delle Sacre Scritture, tr. R. Gnoli. Torino, 1972;

6. Il Commente di Abhinavagupta alla Parātrimśika, tr. R. Gnoli. Roma, 1985;

7. La Lumiàre sur les Tantras. Chap. 1 à 5 du Tantraloka, trad, et comm. par L. Silburn et A. Padoux. P., 1998.

Литература:

1. Исаева H.В. Слово, творящее мир. От ранней веданты к кашмирскому шиваизму: Гаудапада, Бхартрихари, Абхинавагупта. М., 1997;

2. Pandey К.С. Abhinavagupta. An Historical and Philosophical Study. Varanasi, 1963;

3. Kaw R.K. The Doctrine of Recognition. Pratyabhijna Philosophy. Hoshiapur, 1967;

4. Gnoli R. The Aesthetic Experience According to Abhinavagupta. Benares, 1968;

5. Silburn L. Hymnes de Abhinavagupta. P., 1970;

6. Raghavan V. Abhinavagupta and His Works. Varanasi, 1981;

7. Padoux A. Vāc. The Concept of the Word in Selected Hindu Tantras. Albany, 1990.

H.В.Исаева

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Абхинавагупта — (гг. рождения и смерти неизвестны) индийский теоретик литературы и искусства, поэт конца 10 — начала 11 вв. В важнейших трудах А. «Дхваньялокалочана» (комментарий к трактату Анандавардханы (См. Большая советская энциклопедия