ДЖЕНОВЕЗИ

ДЖЕНОВЕЗИ, Дженовезе (Genovesi, Genovese) Антонио (1 ноября 1712, Кастильоне, Салерно – 23 сентября 1769, Неаполь) – итальянский метафизик, логик, теолог, политэконом. С 1737 священник. С 1738 в Неаполитанском университете слушает последние лекции Дж.Вико, с 1741 преподает там же метафизику, с 1745 – этику. 1 ноября 1754 занимает там первую в Европе кафедру политической экономии («коммерции и механики»). Издает в Неаполе «Начала метафизики, изложенные математическим методом» в 4 т. («Ontosophia», 1743; «Principia philosophiae», 1747; «Principia theosophiae naturalis», 1751; «De principiis legis naturalis», 1952), «Начала логико-критического искусства» (Elementorum artis logico-criticae, libri V, 1745), курс политической экономии (Delle lezioni di commercio ossia di economia civile, 1765), работы по этике, праву, философии культуры, многочисленные учебники, автобиографию, частичный перевод и комментарий к «Духу законов» Монтескьё [МОНТЕСКЬЕ]. Заподозренные в ереси «Догматические, исторические, критические начала всеобщей христианской теологии» вышли посмертно (Universae christianae theologiae elementa dogmatica, historica, critica, 1771). Дженовези применил эмпиризм Локка [ЛОКК], с одной стороны, для отсечения «умствований, оторвавшихся от корневища мира и от практической пользы», а с другой – для защиты метафизики от агностицизма того же Локка. Эмпирически доказанная непознаваемость, а тем самым и неопровержимость вечных истин, выступает освободительным фактором, дающим возможность воспитательной и познавательной практике опереться на разум, опыт, традицию. Предопределяя мягкий тон всего последующего итальянского просветительства, Дженовези отождествляет человека, природу с культурой в споре против Руссо [РУССО], винящего цивилизацию в несчастьях современности («Lettere accademiche sulla questione se siano pui felici gl'ignoranti che gli scienziati», 1764). Цель утилитаристской этики Дженовези – «минимизация зла» через внедрение в массы чувства права и долга. В его меркантилизме источник национального богатства – положительный торговый баланс, для обеспечения которого рекомендуется умеренный протекционизм. Дженовези создал в Италии обширную школу просветительской публицистики, чтившую в нем своего родоначальника. П.Верри [ВЕРРИ] приветствовал в нем патриота, трудящегося над «улучшением участи человечества».

Сочинения:

1. Autobiografia, lettere е altri scritti. Mil., 1962;

2. Illuministi italiani. – Riformatori napoletani. Napoli–Mil. 1962, p. 43–330.

Литература:

1.  Villari L. Il pensiero economico di A.Genovese. Firenze, 1959.

В.В.Бибихин

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me