НЕМЕСИЙ

НЕМЕСИЙ (Νεμέσιος), епископ Эмесский (кон. 4в. н.э.) – автор сочинения «О природе человека», представляющего собой уникальный доксографический источник. Ряд фрагментов античных философов (стоиков, Нумения, Аммония Саккаса, Феодора Асинского) сохранились только в тексте Немесия. Однако представление о нем как о компиляторе не соответствует замыслу и характеру сочинения «О природе человека», автор которого, критикуя теории античных философов и врачей в соответствии с христианскими представлениями о человеке, создает в итоге стройную, оригинальную и наиболее полную систему христианской антропологии своего времени. В методах экзегезы у Немесия прослеживается определенная близость с антиохийской богословской школой, в методах критики философских источников и ересей – с александрийской философией. Как оригинальный мыслитель Немесий предстает в учении о свободе воли [СВОБОДА ВОЛИ]и о Промысле.

Немесию в значительной степени следуют, приводя из него большие фрагменты, Иоанн Дамаскин («Точное изложение православной веры») и Мелетий Монах («Об устроении человека»). В средние века авторство трактата «О природе человека» нередко приписывалось Григорию Нисскому [ГРИГОРИЙ НИССКИЙ], антропологии которого во многом близки взгляды Немесия. Известны переводы сочинения Немесия на сирийский, арабский, армянский, грузинский языки; средневековые латинские переводы Николая Альфана (11 в.), Бургундиона Пизанского (12 в.), анонимный перевод 13 в. оказали влияние на развитие западноевропейской схоластики.

Сочинения:

1. Nemesius Emesenus. De natura hominis, ed. M.Morani. Lpz., 1987;

2. в рус. пер.: О природе человека, пер., прим., предисл. и словарь Ф.С.Владимирского. Почаев, 1904 (переизд. М., 1998).

Литература:

1. Григорьев К. Немезий, епископ Емесский, и его сочинение «О природе человека». СПб., 1900;

2. Владимирский Ф.С. Антропология и космология Немесия, епископа Эмесского, в их отношении к древней философии и патристической литературе. Житомир, 1912;

3. Jaeger W.W. Nemesios von Emesa. Quellenforschungen zum Neuplatonismus und seinen Anfängen bei Posidonios. В., 1914;

4. Telfer W. Cyril of Jerusalem and Nemesios of Emesa, with engl. transl. L.–Phil., 1955;

5. Kallis A. Der Mensch im Kosmos. Das Weltbild Nemesios von Emesa. Münster, 1978;

6. Sharles R.B. Nemesius of Emesa and Some Theories of Divine Providence. – «Vigilia Christianae» 37, 1983, p. 141–156;

7. Brown-Wicher H. Nemesius Emesenus. – Catalogus translationum et commentariorum. Wash., 1986, p. 32–72;

8. Volpilhac P. Etat présent des recherches sur Némésien. – ANRW II 34, 4, 1998, p. 3175–3178.

M.Л.Хорьков

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me