НЕОПИФАГОРЕИЗМ

НЕОПИФАГОРЕИЗМ – направление античной философии 1 в. до н.э.– 3 в. н.э., тесно связанное и переплетающееся со средним платонизмом (Евдор Александрийский [ЕВДОР], Трасилл [ТРАСИЛЛ], Плутарх Херонейский, Модерат [МОДЕРАТ], Никомах [НИКОМАХ]изГерасы, Теон [ТЕОН]из Смирны, Нумений [НУМЕНИЙ]и др.). Неопифагореизм вновь придал самостоятельное значение методам математического символизма и опирался в своих умозрениях на такие понятия, как единое – многое, монада – диада, тождество – различие, четное – нечетное, точка – линия – плоскость – тело и др., а также развивал в области этики идеалы аскетизма и очищения (катарсис [КАТАРСИС])от тела. В отличие от среднего платонизма неопифагореизм считал первоначалом не ум (нус [НУС]), но монаду–диаду, согласно изложению пифагорейского учения у Александра Полигистора [АЛЕКСАНДР ПОЛИГИСТОР](Diog. L. VIII 24–33) и Секста Эмпирика (Adv. Math. Χ 248–284). Выше монады–диады Евдор помещал Единое [ЕДИНОЕ],которое Модерат, согласно изложению его концепции у неоплатоников, понимал как сверхбытийное начало; второе единое у Модерата – это область идей-парадигм, душа – третье единое, причастное первым двум. Видимо, эта концепция Модерата, инспирированная 2-м «Письмом» Платона, возникла в результате соединения идей «Парменида» с космогоническим мифом «Тимея». У Никомаха из Герасы первый бог (монада) предстает как демиург, рождающий диаду, и ум – принцип бытия и познания всех вещей. Нумений проводил различие между «отцом» (первый бог, он же ум) и «создателем» (второй бог) – двумя эпитетами единого демиурга у Платона в «Тимее». В дальнейшем неопифагореизм перестает быть самостоятельным течением философской мысли, хотя самый комплекс пифагореизма (математика, аскетика, катартика, «божественный» статус учителя – основателя школы, толкование избранного круга «священных» текстов) благодаря неопифагореизму усваивается неоплатонизмом [НЕОПЛАТОНИЗМ].

Источники:

1. Vogel С.J. de. Greek philosophy. A collection of texts, vol. 3, 1959, p. 340–353.

Литература:

1. Dodds E.R. The Parmenides of Plato and the origin of the Neoplatonic «One». – «Classical Quarterly» 22, 1928, p. 129–43;

2. Idem. Numenius and Ammonius. – Les sources de Plotin, Dix Exposés et Discussions. Vandoeuvres–Gen., 1960, p. 1–33 (Entrétiens sur l’Antiquité Classique, V);

3. O’'Meara D. Pythagoras Revived. Mathematics and Philosophy in Late Antiquity. Oxf., 1989.

См. также лит. к статьям Средний платонизм [СРЕДНИЙ ПЛАТОНИЗМ], Модерат, Никомах, Нумений, Теон.

Ю.А.Шичалин

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. неопифагореизм — орф. неопифагореизм, -а Орфографический словарь Лопатина
  2. Неопифагореизм — См. Новопифагореизм. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  3. Неопифагореизм — Мистическое платоническое направление древне-греческой философии. Сформировалось в период с I в. до н.э. по III в. н.э. Развивалось в тесной связи с средним платонизмом и явилось одним из источников неоплатонизма и гностицизма. Краткий религиозный словарь
  4. НЕОПИФАГОРЕИЗМ — НЕОПИФАГОРЕИЗМ — мистическое направление древнегреческой философии 1 в. до н. э. — 3 в. н. э. (Нигидий Фигул, Аполлоний Тианский и др.); развивалось в тесной связи со средним платонизмом (сближение числа с идеями Платона) и явилось одним из источников неоплатонизма и гностицизма. Большой энциклопедический словарь