ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ

ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ (Petras Lombardus) (ок. 1110, Навара (г. Лумеллоньо) – 21/22 августа 1160, Париж) – теолог, философ, один из представителей ранней схоластики [СХОЛАСТИКА]. Учился в Болонье, Реймсе, Парнасе (в т. ч. у Гуго Сен-Викторского), где особенно был увлечен лекциями Абеляра [АБЕЛЯР]. С 1136 начал преподавать теологию в нотр-дамской кафедральной школе (Scholae Parisieni), a в 1145 стал ее каноником. С июня 1159 – епископ Парижа. Его перу принадлежат «Толкования на Псалмы» (Glossa in Psalmos), a также на книги Иова, Юдифи, Екклезиаста, Песнь песней, на Послания апостола Павла (Glossa in Epistolas Beati Pauli), многочисленные проповеди; в этих сочинениях прослеживается влияние Ансельма Ланского, Гильберта Порретанского [ГИЛЬБЕРТ ПОРРЕТАНСКИЙ] и Флора Лионского. Наибольшую известность и титул magister sententiaram ему принесли четыре книги «Сентенций» (Sententiaram libri quattuor), ставшие на долгие годы одним из самых популярных на Западе учебников по теологии.

Появление «Сентенций» (окончательный вариант – между 1155–57, 1-е изд. – 1457, последнее, в 2 т. – в 1971 и 1981) явилось результатом многолетнего преподавания автора, ощутившего потребность в новом методе и инструменте теологического обучения. Четыре книги и предшествующий им пролог представляют собой свод мнений (сентенций), почерпнутых Петром Ломбардским в основном из патриотических сочинений; доказательство их осуществлялось путем опровержения мнений, им противоречащих. Т.о., книга явилась своего рода учебным пособием для студентов-теологов. Деление книг на главы и параграфы восходит, видимо, к Александру Гэльскому [АЛЕКСАНДР ГЭЛЬСКИЙ], который первым стал использовать «Сентенции» в качестве основного текста в своей преподавательской деятельности (1223–27). Второе название сочинения, «Учение о вещах и знаках» (Doctrina rerum et signorum), было сделано автором под влиянием идей Августина [АВГУСТИН], выдержки из творений которого преобладают в книге. Из др. авторов более всего цитировались Иероним Стридонский, Амвросий Медиоланский [АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ], Илларий из Пуатье, Григорий Великий [ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ], а также современники – Гуго Сен-Викторский и др.

Структура четырех книг определяется историческим и логическим порядком. 1-я книга (210 глав) – «О таинстве Троицы» (De mysterio Trinitatis) посвящена рассуждениям о Боге-Троице и терминологии, о проявлении Троицы в мире и жизни людей, о человеческой душе как божественном образе; говоря об исхождении Св. Духа, Петр Ломбардский рассматривает вопрос о Filioque – один из основных предметов споров греков и латинян (его трактовка способствовала принятию в 1274 на Лионском соборе официальной доктрины Западной церкви по этому вопросу). 2-я книга (269 глав) – «О творении и формировании материальных и духовных существ и о многом другом, к этому относящемся» (De rerum corporalium et spiritualitum creatione et formatione, aliusque pluribus eo pertinentibus) – толкует о Боге как Творце и его творениях, в т. ч. о сотворении ангелов и падении части из них, о шести днях творения мира, о грехопадении человека и его последствиях, в связи с чем исследуются вопросы о благодати, свободе воли, первородном грехе. 3-я книга (164 главы) – «О воплощении Слова» (De incamatione Verbis) посвящена христологии, обоснованию трех добродетелей (веры, надежды и любви), а также десяти заповедям. Большая часть 4-й книги (290 глав) – «О таинствах» («De Sacramentis») посвящена различиям между таинствами Ветхого и Нового Заветов с изложением семи основных таинств последнего: крещения, миропомазания, евхаристии, покаяния, елеосвящения, священства и брака. Завершают книгу главы, посвященные учению о конце времен, Страшном Суде, прославлении праведников и наказании грешников.

Несмотря на компиляторский характер «Сентенций», а также критику, которую они вызвали уже в 13 в. (Р.Бэкон [БЭКОН Р.] считал, что это сочинение отвращает от непосредственного чтения Библии), они во многом сформировали базу для последующего развития европейской средневековой философии: комментарии на «Сентенции» были написаны всеми крупными мыслителями средневековья, в т. ч. Фомой Аквинским [ФОМА АКВИНСКИЙ], Бонавентурой [БОНАВЕНТУРА], Дутом Скотом, Оккамом и др. (к 17 в. их число составляло более 1400).

Сочинения:

1. MPL, t. 191–192.

Литература:

1. Rogers E.F. Peter Lombard and the sacramental system, 1917;

2. Schupp J. Die Gnadenlehre des Peter Lombard. Freiburg-in-Breisgau, 1932;

3. Schneider J. Die Lehre vom Dreieinigen Gott in der Schule des Peter Lombard. Münch., 1961;

4. Delhaye Ph. Pierre Lombard. Sa vie, sesouevres, sa moral. Montreal–P., 1961.

О.В.Голова

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Петр Ломбардский — Или Новарский (Petrus Lombardus) — знаменитый схоластик XII в., называемый также Magister sententiarum, род. близ Новары в Ломбардии, учился в Болонье, Реймсе и Париже, где он, увлеченный Абеляром, остался жить и сделался известнейшим учителем. В 1159... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  2. ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ — ПЕТР ЛОМБАРДСКИЙ (Petrus Lombardus) (ок. 1100-1160) — философ и теолог, представитель схоластики, епископ. Преподавал в Париже. Главное сочинение "Сентенции" — первая и наиболее авторитетная вплоть до нач. 16 в. "сумма" (свод) католического богословия. Большой энциклопедический словарь