РАТЦЕНХОФЕР

РАТЦЕНХОФЕР (Ratzenhofer) Густав (4 июля 1842, Вена – 10 октября 1904, там же) – австрийский философ и социолог. Не имел высшего образования, философию изучал самостоятельно. Испытал влияние Г.Спенсера [СПЕНСЕР], Л. Гумпловича, А.Бастиана, Р. Ёринга. После армии служил в качестве президента военного суда в Вене. Свою весьма эклектическую философию называл «монистическим позитивизмом». Социологию рассматривал как часть философии. Основным фактором общественной жизни считал, в духе социального дарвинизма, борьбу за существование. Борьба для него – основной процесс в жизни общества.

Главной темой политических и социологических трудов Ратценхофера была эволюция типов человеческих ассоциаций. Социальные феномены он сводил к физическим, химическим и биологическим процессам, утверждал биологическую природу фундаментальных человеческих инстинктов. Согласно Ратценхоферу, любое человеческое существо действует благодаря двум основным инстинктам – самосохранения и секса. Вследствие этого во всех человеческих сообществах царит «абсолютная враждебность». Конфликт – нормальное отношение между первобытными ордами. Завоевание и последующая эксплуатация пленных составляют экономический и социальный базис возникающего государства. Культурные контакты между государствами ограничивают абсолютный контроль государства над индивидами, а длительный процесс ограничения контроля приводит к созданию цивилизации [ЦИВИЛИЗАЦИЯ]. Однако все государственные институты всегда служат целям войны, лишь постепенно приспосабливаясь к служению мирным целям. По Ратценхоферу, война [ВОЙНА]прогрессивна, поскольку остается фактором, усиливающим государственную структуру.

Сочинения:

1. Wesen und Zweck der Politik, Bd 1–3. Lpz., 1893;

2. Die soziologische Erkenntnis. Positive Philosophie des sozialen Lebens. Lpz., 1898.

E.В.Осипова

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me