ШЮЦ

ШЮЦ (Schütz) Альфред (1899, Вена – 1959, Нью-Йорк) – австро-американский философ и социолог. Первую половину жизни провел в Вене, служил в банке, а в свободное время занимался философией. После вхождения Австрии в 3-й рейх (1937) эмигрировал в США, где стал профессором социологии и социальной психологии Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке.

В книге «Смысловое строение социального мира» (Der sinnhafte Aufbau der sozialen Welt, 1932) Шюц попытался дать философское обоснование социальных наук на основе гуссерлевской дескриптивной феноменологии [ФЕНОМЕНОЛОГИЯ], в частности понятия «жизненный мир» (книга получила высокую оценку самого Гуссерля). Исходя из факта непосредственной данности «Я» и «другого», Шюц анализирует переход от непосредственного индивидуального переживания индивида к представлению о социальном мире как объективном феномене. Он вычленяет три стадии такого перехода: индивидуальное сознание конституирует «значимые единства», из нерасчлененного потока переживания эти значимые единства объективируются во взаимодействии с другими индивидами; «другие» выступают носителями типичных свойств, характеризующих социальные структуры, которые объективно (интерсубъективно) существуют в «точках пересечения» практических целей и интересов взаимодействующих индивидов. Т.о., социальная феноменология Шюца оказывается по существу социологией знания, ибо формирование социального трактуется здесь как продукт объективации знания в процессе человеческой практики.

В американский период это конкретизируется в учении Шюца о конечных областях значений (finite provinces of meaning) – специфических, относительно обособленных сфер человеческого опыта (повседневность, религия, сон, игра, научное теоретизирование, художественное творчество, мир душевной болезни и т.п.). Переход из одной сферы в другую требует определенного усилия и предполагает своего рода смысловой скачок, т.е. переориентацию восприятия на иную реальность. Напр., переход от религиозного опыта к повседневности требует определенной душевной перестройки. Каждая из конечных областей значений представляет собой совокупность данных опыта, демонстрирующих определенный «когнитивный стиль», который складывается, по Шюцу, из шести элементов: (1) особенная форма активности, (2) специфическое отношение к проблеме существования объектов опыта, (3) напряженность отношения к жизни, (4) особое переживание времени, (5) специфика личностной определенности действующего индивида, (6) особая форма социальности. Напр., если когнитивный стиль «повседневности» определяется в конечном счете, по Шюцу, трудовой деятельностью, то для научного теоретизирования, наоборот, характерна созерцательная установка; в нем также учитывается личностная определенность теоретика, оно переживается как нечто вневременное, тогда как в повседневной деятельности время переживается как необратимое. Вообще все «миры» по отношению к миру повседневности характеризуются какого-либо рода дефицитом, напр. дефицитом существования, активности, личностной вовлеченности и т.д. Поэтому Шюц именует повседневность «верховной реальностью», и ее типологическая структура оказывается наиболее полной формой человеческого восприятия мира, соответствующей деятельной природе человека.

Разработанный понятийный аппарат Шюц применил для анализа как литературы и мифологии, так и некоторых типов личностей в «повседневной» жизни («чужак», новичок и т.д.). В дальнейшем его идеи легли в основу таких направлений, как феноменологическая социология и социология повседневности (или социология обыденной жизни).

Сочинения:

1. Collected papers, vol. 1–3. The Hague, 1962–66;

2. Reflections on the Problem of Relevance. New Haven, 1970;

3. The Structures of the Life-World. Evanston, 1973 (with T.Luckman) Theorie der Lebensformen. Fr./M., 1981;

4. в рус. пер. в кн.: Новые направления в социологической теории. М., 1977.

Литература:

1. Ионин Л.Г. Понимающая социология. М., 1978;

2. Он же. Структуры повседневного мышления. – «Социологические исследования», 1986, № 1;

3. Григорьев Л.Г. Альфред Шюц и социология повседневности. – Там же, 1988, № 2;

4. Руткевич Е.Д. Феноменологическая социология религии. М., 1992;

5. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.

Л.Г.Ионин

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. Шюц — Шютц (Schütz) Генрих (латинизир. Henricus Sagittarius) (14.10.1585, Кёстриц, Тюрингия, — 6.11.1672, Дрезден), немецкий композитор, капельмейстер и педагог. Пел в Кассельской придворной капелле (с 1599). В 1609—12 изучал композицию под руководством Дж. Большая советская энциклопедия
  2. ШЮЦ — Шюц (Schutz) Альфред (1Э.04. 1899, Вена — 20.05.1959, Нью-Йорк) — австр. философ и социолог, последователь Гуссерля, один из основоположников социальной феноменологии и феноменологической социологии; изучая юриспруденцию в Вене... Социологический словарь
  3. ШЮЦ — ШЮЦ (Schutz) Альфред (1899 -1959) — австрийский философ и социолог, основатель феноменологической социологии. С 1939- в эмиграции в США, с 1953- профессор социологии Нью-Йоркской Новой школы социальных исследований. Новейший философский словарь
  4. Шюц — Альфред Шюц (Schutz) (1899-1959) ☼ австр. философ и социолог, последователь Гуссерля (см. Гуссерль), основатель социальной феноменологии. В 1939 в связи с “аншлюсом” Австрии эмигрировал в США, с 1952 проф. социологии и социальной психологии Нью-Йорк. Словарь по культурологии