Witz, Konrad

(Witz, Konrad)

Между 1400—1410, Ротвейль, Вюртемберг — ок. 1445, Женева или Базель.

Немецкий живописец. Представитель искусства, переходного от готики к Возрождению. О ранних годах его творчества ничего не известно. Ок. 1431 приехал в Базель, где работал оставшуюся жизнь, руководя большой мастерской. Исполнял многочастные алтарные композиции для церквей Базеля и Женевы. Полагают, что в Швейцарию он прибыл уже известным мастером, знакомым с искусством Южной Германии и Нидерландов. Три основных его произведения — алтарь Зерцало искупления человечества (ок. 1435, большинство створок — Базель, Художественный музей), створки алтаря со сценами из жизни Девы Марии (ок. 1440, музеи Нюрнберга, Страсбурга, Базеля) и Алтарь Св. Петра (1444, Женева, Музей искусства и истории) — свидетельствуют о неустанном творческом совершенствовании живописца. В картинах самого раннего алтаря (сохранились лишь наружные и часть внутренних створок) мастер показывает отдельные изолированные фигуры святых и библейских героев в спокойных, почти статуарных позах или же двухфигурные сцены, опять-таки лишенные сильного движения. Но фигуры прочно стоят на земле, они подчеркнуто объемны и материальны, что особенно выявляет падающая от них тень. С почти иллюзорной убедительностью передана фактура разнообразнейших, порой весьма причудливых одежд и головных уборов. Однако чувства и взаимоотношения персонажей изображены достаточно условно, как и пространство, в котором они размещены. Следующий по времени алтарь, от которого сохранилось лишь несколько сцен и среди них Благовещение (Нюрнберг, Германский нац. музей), обнаруживает рост интереса мастера к пространственным решениям. Благовествующий ангел и Дева Мария расположены в комнате, глубина которой выявлена сокращающимися в перспективе досками пола и балками потолка. Последний из алтарей — женевский — демонстрирует новое достижение художника в его стремлении к достоверному изображению окружающего мира. Сцена Чудесный улов рыбы происходит в пейзаже, причем пейзаже не сочиненном, а реальном. Перед зрителем — берег Женевского озера с цепью узнаваемых гор. Евангельские персонажи выглядят швейцарскими рыбаками, но в целом сцена лишена будничной жанровости. Величавая фигура Христа, выделенная алым одеянием, размеренные движения рыбаков-апостолов, гладь озера, за которой простираются луга прибрежной равнины и замыкающая их горная гряда, — все вместе создает ощущение значительности происходящего события.

Лит.: Lippold-Heissig G. Konrad Witz. Dresden, 1955.

Л. Алешина

Источник: Энциклопедия европейского искусства: Живопись. Скульптура. Графика на Gufo.me