Абсурд

Понятие, показывающее, что мир выходит за пределы нашего представления о нем; этимологически восходит к латинскому слову absurdus — неблагозвучный, несообразный, нелепый, от surdus — глухой, тайный, неявный; наиболее важными пограничными значениями слова “А.” представляются глухой (как неслышимый), неявный и нелепый: А. в данном случае воспринимается не как отсутствие смысла, а как смысл, к-рый неслышим. Понятие А. тесно связано с рационалистич. логикой. В характерной для неорационализма статье М. Стафецкой “Феноменология А.” А. определяется как “ловушка, в к-рую попадает сознание”, как “плата за ослепление доказательной мощью понятия”. Для рационалистов А. — бездна, отделяющая правильный, разумный мир сознания от беспорядочной гармонии хаоса, со всех сторон продуваемой ветрами смыслов. А. — неявен, он одновременно имеет и не имеет место, т.е. находится в и вне нашего мира. Поэтому абсурдное для нашего мира в другом мире может восприниматься как имеющее умопостигаемый смысл. “А. — граница формализованного мышления, без к-рой оно не может функционировать” (Г. Померанц). Переходя эту границу, формализованный разум может достигать качественно нового уровня (напр., алгебра Буля, геометрия Лобачевского, физика Эйнштейна и Бора). Абсурдное мышление выступает в качестве импульса к образованию иного мира, одновременно расширяя иррац. основу мысли; а сам А. обретает смысл, к-рый может быть высказан и понят.

В рус. языке есть слово, семантически вбирающее в себя понятия А. и нонсенса — бессмыслица. Нонсенс и бессмыслица во многом имеют сходные значения: нонсенс — не простое отсутствие смысла, а скорее активная невозможность существования смысла; бессмыслица — проистекающая из этого невозможность проявления действий субъектом, этого смысла лишенным. Одна из наиболее значит. теорий бессмыслицы была разработана в кружке “чинарей” (А. Введенский, Я. Друскин, Л. Липавский, В. Олейников, Д. Хармс). Этот кружок, существовавший в 20-30-е гг., — попытка художественно-филос. развития и преодоления традиции рус. Авангарда. Своеобразным манифестом “чинарей” можно считать строки А. Введенского “Горит бессмыслицы звезда, она одна без дна...” Исходя из тезиса о текучести мысли и языка, у “чинарей” можно различить два вида бессмыслицы. Первый — бессмыслица речи, в к-рой слова вводятся в непривычный для них контекст, что приводит к “столкновению смыслов” в тексте и языке. Через разрушение ассоциативных и логич. связей “чинари” создавали свой язык, в к-ром даже отд. слово могло быть переполненной смыслами герметической метафорой. Второй вид бессмыслицы можно назвать онтологическим. Возможно, это было самое близкое соприкосновение (а не заимствование!) рос. филос. традиции с франц. экзистенциализмом.

В отличие от экзистенциалистов, считавших, что нонсенс просто противоположен смыслу, Делёз пишет: “Нонсенс — то, что не имеет смысла, но также и то, что противоположно отсутствию последнего, что само по себе дарует смысл...” Делёз отмечает, что в Структурализме смысл не является целью (а иногда и ценностью). “Смысла всегда слишком много, это избыток, производимый нонсенсом как недостатком самого себя”.

Однако существует и другая традиция истолкования смысла, традиция, в к-рой “смысл должен быть найден, но не может быть создан”. Это “смыслоцентрич.” традиция находит свое выражение и в европ. рационалистич. философии 18-19 вв., и в экзистенциализме, и в других течениях гуманитарной мысли Запада. В “гуманистич. психологии” смысл существует и как условие человеч. существования, и как смысл конкр. ситуации. Это проявляется и тогда, когда речь идет о смысле жизни человека, о конкр. ситуации в бытии или о слове в тексте. Но, говоря об интерпретации слова (самого по себе или в контексте), мы сталкиваемся с двумя понятиями — смысл и значение, — разграничение областей действия к-рых составляет одну из важнейших проблем совр. герменевтики и деконструктивизма (см. Герменевтика). Деррида понимает значение текста как навязывание этого значения читателем, “вкладывание” его в текст, якобы этого смысла не имеющий. Он исходит из того, что слово и обозначаемое им понятие никогда не могут быть одним и тем же. Э. Хирш разделяет данные понятия; для него смысл (meaning) — первонач. смысл, получаемый читателем при восприятии текста, а значение (significance) возникает в рез-те соотнесения первонач. смысла с контекстом внутр. мира интерпретатора. Существуют и другие трактовки значения и смысла, но все они выводят нас на глобальную проблему понимания (см. Понимание).

Лит.: Введенский А. Полн. собр. соч. в 2-х тт. М., 1993; Друскин Я.С. Видение невидения. СПб., 1995; Неретина С. Верующий разум. Архангельск, 1995; Померанц Г. Язык абсурда // Померанц Г. Выход из транса. М., 1995; Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990; Стафецкая М. Феноменология абсурда// Мысль изреченная. М., 1991; Барт Р. Избр. работы: Семиотика, поэтика. М., 1994; Делёз Ж. Логика смысла. М., 1995; Hirsch E.D. The Aims of Interpretation. Chi.; L., 1976.

А. Г. Трифонов.Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Источник: Словарь по культурологии на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. абсурд — -а, м. Нелепость, бессмыслица. Довести до абсурда. □ На темы рассказов дяди Васи ходили между воспитанниками пародии, преувеличенные до абсурда. Куприн, На переломе. [лат. absurdum] Малый академический словарь
  2. АБСУРД — АБСУРД (от лат. absurdus — нелепый) — англ. absurd/absurdity; нем. Absurditat /Unsinn. 1. Выражение противоречивое или лишенное смысла. Социологический словарь
  3. АБСУРД — АБСУРД (от лат. absurdus – нелепый) – граница, изнанка, оборотная сторона смысла [СМЫСЛ], его превращенная форма. Попытка дать категориальное определение абсурда невыполнима и сама по себе абсурдна... Новая философская энциклопедия
  4. Абсурд — (от латинского absurdus — нелепый) бессмыслица, нелепость. Большая советская энциклопедия
  5. абсурд — Французское – absurde. Немецкое – absurd. Итальянское – assurdo. Латинское – absurdus (нескладный, неблагозвучный). В русском языке слово абсурд известно с середины XIX... Этимологический словарь Семёнова
  6. Абсурд — (от лат. absurdus — нелепый) — бессмыслица, нелепость. В одежде нелепый наряд. Понятие "Мода абсурда" возникло в 60-е гг. XX в. Начало течению моды положили хиппи и продолжили панки. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) Энциклопедия моды и одежды
  7. абсурд — Бестолковщина, нелепость Дойти до абсурда. Ср. Здоровый мозг даже решительно отказывается понимать эти абсурды. Маркевич. Марина из Алого Рога. 14. Ср. Фразеологический словарь Михельсона
  8. абсурд — • абсолютный ~ • величайший ~ • невероятный ~ • немыслимый ~ • полнейший ~ • полный ~ Словарь русской идиоматики
  9. абсурд — АБСУРД а, м. absurde m. 16 в., Монтень. Рей 1998. Нелепость, бессмыслица. Уш. Переписывал изъяснение слова Farce, взятого из "Энциклопедии" и перевел l'absurde et l'obscène нелепое и безчинное; кажется, что сие пойдет в представление к комедии. 1787. Словарь галлицизмов русского языка
  10. абсурд — АБСУРД (от лат. absurdus — неблагозвучный, несообразный, нелепый). — В логике — внутренне противоречивое выражение. Абсурдность описательного имени образуется тогда, когда определительное слово выражает признак, который не только не присущ предмету... Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  11. абсурд — см. >> вздор, нелепость Словарь синонимов Абрамова
  12. абсурд — сущ., м., употр. сравн. часто (нет) чего? абсурда, чему? абсурду, (вижу) что? абсурд, чем? абсурдом, о чём? об абсурде 1. Абсурдом вы называете те высказывания других людей, ту ситуацию, то положение вещей, которые вы считаете бессмысленными... Толковый словарь Дмитриева
  13. абсурд — Заимств. из франц. яз. во второй половине XIX в. Франц. absurde < лат. absurdum «нелепое, глупое», преф. производного от surdum «неясное, бессмысленное» < «глухое, неслышное». Ср. сурдопедагогика с тем же корнем в первой части сложения. Этимологический словарь Шанского
  14. абсурд — орф. абсурд, -а Орфографический словарь Лопатина
  15. абсурд — АБСУРД -а; м. [лат. absurdum]. То, что противоречит здравому смыслу; нелепость, бессмыслица. Довести до абсурда. Прийти к абсурду. Театр абсурда (течение в драматургии, изображающее мир лишённым логики и смысла). Толковый словарь Кузнецова
  16. абсурд — абсурд I м. То, что противоречит здравому смыслу; нелепость, бессмыслица. II м. разг. Направление в искусстве и литературе второй половины XX в., изображающее мир и поступки людей как нелепость, как совокупность фактов, не поддающихся объяснению; абсурдизм. Толковый словарь Ефремовой
  17. абсурд — АБС’УРД, абсурда, ·муж. (·лат. absurdum). Нелепость, бессмыслица. Довести до абсурда. Толковый словарь Ушакова
  18. абсурд — Абсурда, м. [латин. absurdum]. Нелепость, бессмыслица. Довести до абсурда. Большой словарь иностранных слов
  19. АБСУРД — АБСУРД (от лат. absurdus — нелепый) — бессмыслица, нелепость. Большой энциклопедический словарь
  20. абсурд — АБСУРД, а, м. Нелепость, бессмыслица. Довести мысль до абсурда. • Театр (драма) абсурда течение в драматургии, изображающее мир как хаос и поступки людей как алогичные, бессмысленные. Толковый словарь Ожегова
  21. АБСУРД — АБСУРД (лат. ad absurdum — исходящий от глухого) — термин интеллектуальной традиции, обозначающий нелепость, бессмысленность феномена или явления. В истории философии понятие «А. Новейший философский словарь
  22. Абсурд — По своему словопроизводству (от лат. ab и surdus) означает собственно ответ глухого; употребляется во всех европейских языках в значении нелепости (см. это слово). Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона