ДИВ

Дива, в восточнославянской мифологии персонаж. Упомянут в средневековых «Словах»-поучениях против язычества (в форме «дива») и дважды в «Слове о полку Игореве»: приурочен к верху дерева («Дивъ кличетъ връху древа») и спускается вниз («уже връжеся дивъ на землю»). Демон и женский мифологический персонаж со сходным именем известен у западных славян (чеш. divy muž, diva žena, польск. dzivožona; сербо-лужицк. dziwja žona, dŸiwica, обычно связываемые с лесом), а также у южных славян (болг. самодива, синонимичное самовиле, см. ВИЛЫ). Слово первоначально было связано, с одной стороны, с русским «диво» и родственными славянскими обозначениями чуда, с другой стороны — со славянскими и балтийскими словами в значении «дикий», происходящими из «божий»: ср. укр. дивий — «дикий», старослав. «дивии», болг. «див», польск. dziwy, «дикий» при латыш. dieva zuosis, «дикий гусь» — первоначально в значении «гусь бога»; ср. также родственное хеттское šiu — «бог» в šiunaš huitar, «животные богов», т. е. «дикие звери»; и типологические кетские параллели — Esdδ Sel, «дикий олень», т. е. «олень бога Эся». Развитие в славянском отрицательных значений типа «дикий» иногда связывают с влиянием иранской мифологии, в которой родственное слово из общеиндоевропейского значения «бог» (см. также ДЫЙ) превратилось в обозначение отрицательного мифологического персонажа — дэва (см. ДЭВЫ). В значении «бог» у иранцев выступило переосмысленное обозначение доли (др.-инд. bhaga): ср. слав. Бог; оба эти взаимосвязанных процесса объединяют славянские и иранские языки и мифологии. След древнего индоевропейского значения «бог ясного неба» (см. ИНДОЕВРОПЕЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ) можно видеть в мотиве падения Д. на землю, имеющем соответствия в древнеиранском (patat dyaoš, «сверзился с неба») и древнегреческом (διοπετής,«сверженный с неба»; ср. также хеттский миф о боге луны, упавшем с неба, и т. п.).Лит.: Иванов В. В.. Топоров В. Н„ К проблеме достоверности поздних вторичных источников в связи с исследованиями в области мифологии, в кн.: Труды по знаковым системам, т. в, Тарту, 1973. В. В. Иванов, В. Н. Топоров.

Источник: Мифологическая энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. див — -а, м. В восточной мифологии: то же, что демон. Малый академический словарь
  2. див — Див/. Морфемно-орфографический словарь
  3. Див — орф. Див, -а (мифол.) Орфографический словарь Лопатина
  4. Див — А, муж. Стар. редк. Отч.: Дивович, Дивовна. Производные: Дива. Происхождение: (От лат. divus — божественный.) Словарь личных имен
  5. див — ДИВ -а; м. Нар.-поэт. Сказочное существо невиданно чудного или страшного вида. Толковый словарь Кузнецова
  6. див — См. диво Толковый словарь Даля
  7. див — Див м. Сказочное существо; чудище, чудовище (в восточной мифологии). Толковый словарь Ефремовой
  8. ДИВ — ДИВ — в восточнославянской мифологии один из духов дикой природы. Большой энциклопедический словарь
  9. див — "птица, предвещающая несчастье, удод, Upupa epops" (Павл.), др.-русск. дивъ, СПИ. Возм., через какой-либо из тюрк. языков из ср.-перс., нов.-перс. dēv "демон, дьявол", авест. daēva- "злой дух"; см. Mi. ТЕl., Доп. Этимологический словарь Макса Фасмера
  10. Див — (Dives) — прибрежная р. во фр. дпт. Кальвадос; впадает после 100 км течения в Ла-Манш; 28 км до устья становится судоходным. Вблизи устья лежит мст. Д. с 870 жит., бывшее некогда одной из важнейших гаваней Нормандии. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона