ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ (от лат. providentia – «провидение») – западно-христианское, католико-протестантское истолкование истории и политики как осуществления божественного плана, промысла Бога, спасительно направляющего человечество к царству Божию на земле. В этом смысле показательны труд Августина «О граде божием» и сочинение Лютера «О рабстве воли». В кальвинизме провиденциализм неотделим от предопределения. При этом постоянно предпринимается попытка (в т.ч. и в современной протестантской теологии) примирения фатализма со свободой человеческой воли в политике и социально-исторической сфере. В православно-христианской традиции провиденциализм – это не построение «земного рая», а промысел Божий, сохранение мира и сохранение абсолютной самоценности человеческой жизни как «образа и подобия Бога» и направление человечества «к стяжанию даров Духа Святого». Свою конкретизацию эти взгляды найдут в концепции «Симфонии» (созвучия) Церкви и государства в известной 6-й новелле «Номоканона» императора Юстиниана (6 в.) и в «Эпанагоге» (9 в.). Церковь и государство не должны быть враждебны друг другу. Кесарево и Божие не должны быть в конфликте, но в полной гармонии и согласии, друг другу помогая, но не упраздняя свободы и самостоятельности каждого. Церковь в этом смысле всегда «теократична», властвуя только над сердцами людей, тогда как государство – над телами. В этом иерархическом моменте «Симфонии» особо показательна халкидонская доктрина (7 в.) восточного христианства. В православии утверждается моральное (но не юридическое, социально-политическое или торгово-промышленное) первенство-харизма не просто за церковью, а за ее Невидимой Главой, Единым Истинным Царем – Иисусом Христом. Только с такой энтелехией (целеустремленным активным началом) государство внутренно и инициативно становится орудием Промысла Божия. В дальнейшем этот взгляд на провиденциализм и Промысел Божий будет продолжен в русской религиозно-метафизической, а также социально-политической и правовой традициях 19 – нач. 20 вв. Особо пристально метафизика и право будут рассмотрены П.И.Новгородцевым в работе «Об общественном идеале». По мнению С.Н.Булгакова, через папизм иудейский хилиазм (мечта о земном граде) возродился в западном «социально-экономически активном» учении, а затем и в среде «светско-гуманистического мировоззрения». Впрочем эта же тенденция, свойственная католицизму и протестантизму, проникает и в православие в учение о мистическом самодержавии, будто бы призванном осуществить земной град. Однако в православии это мнение никогда не получало характера догмата, оставаясь лишь частным мнением или плодом злоупотребления. В отличие от К.Н.Леонтьева, К.П.Победоносцева Булгаков и позднее А.В.Карташев отвергли мистическую связь между православием и самодержавием: эта связь была создана историей и ею же на наших глазах медленно, но верно разрушается. Кроме того, самостоятельный подход к подобного рода проблемам в русской религиозно-философской мысли был намечен у И.В.Киреевского и А.С.Хомякова, продолжен В.С.Соловьевым, затем В.В.Зеньковским, В.Н.Лосским и др. Русские мыслители отмечали догматическую неясность установки, благословенной в 13 в. Фомой Аквинским, на автономную силу «естественного света разума», независимого от откровения веры в связи с провиденциально-промыслительными вопросами. С тех пор прослеживается довольно ясное движение от «избранного первосвященника»-политика, к «избранной общине» экономически удачливых верующих, а затем и к избранному обществу, государству, классу. Социализм, социализация как обобществление, обмирщение, «провиденциальное» стремление к тоталитарному мещанству обличается русскими мыслителями совершенно определенно. Вслед за Ф.Достоевским Булгаков указывает на то, что это явления одного порядка, порождение одной и той же сущности, которая выразилась в иудейском хилиазме. Подобного рода критика, предъявленная католичеству и протестантизму в связи с вопросами Провиденциализма – Промысла Божия в русской православной традиции еще Хомяковым, оставалась и до сих пор остается без ответа.

Литература:

1. Булгаков С.Н. Два Града. М., 1996;

2. Вебер М. Избр. соч. М., 1990;

3. Ильин И.А. Соч. в 2 т. М., 1993, т. I;

4. Хомяков А.С. Соч. в 2 т. М., 1994, т. 2;

5. Шамшурин В.И. Христианская социология Р.А.Орбели. – «Соц. исследования», 1991, № 11.

В.И.Шамшурин

Источник: Новая философская энциклопедия на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. провиденциализм — орф. провиденциализм, -а Орфографический словарь Лопатина
  2. Провиденциализм — (от лат. providentia — провидение) религиозное понимание истории как проявления воли бога, осуществления заранее предусмотренного божественного плана «спасения» человека. П. присущ всем теистическим (см. Теизм) религиям — Иудаизму, христианству (См. Большая советская энциклопедия
  3. провиденциализм — -а, м. Религиозно-идеалистическое воззрение, пытающееся объяснить ход исторических событий не их внутренней закономерностью, а волей провидения, божественной силой. Малый академический словарь
  4. ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ — ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ — англ. providentialism; нем. Providentialis-mus. 1. Объяснение истор. или соц. событий волей провидения или Бога. 2. Религиозное понимание истории как проявления воли Бога, осуществления заранее предусмотренного Божественного плана спасения человека. Социологический словарь
  5. ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ — (от лат. provideo — заранее предвижу, предусматриваю) — представление, согласно к-рому весь ход истории определяется богом, является осуществлением заранее предусмотренного "божественного плана". П., идущий от богословско-ист. Советская историческая энциклопедия
  6. провиденциализм — ПРОВИДЕНЦИАЛ’ИЗМ [дэ], провиденциализма, мн. нет, ·муж. (·книж. ). 1. ·отвлеч. сущ. к провиденщиальный. 2. Направление в идеалистической философии, стремящееся объяснить исторические события непосредственным проявлением в них воли провидения. Толковый словарь Ушакова
  7. Провиденциализм — (в философии истории) — так называется историко-философское направление, стремящееся объяснить исторические события с точки зрения непосредственно проявляющегося в них Провидения. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  8. провиденциализм — ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ -а; м. Теологическая концепция, согласно которой ход истории объясняется волей провидения, божественной силой. Сторонники и противники провиденциализма. Толковый словарь Кузнецова
  9. провиденциализм — [< лат. providentia провидение] – религиозно-идеалистическое воззрение, объясняющая ход исторических событий волей провидения (божества). Большой словарь иностранных слов
  10. ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ — ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ (от лат. providentia — провидение) — истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога. Присущ теизму, характерен для средневековой историографии (Августин и др.). Большой энциклопедический словарь
  11. Провиденциализм — (лат. providentia – провидение) – теологическое истолкование исторического процесса как осуществления замысла Бога. Присущ теизму, характерен для средневековой историографии. Словарь по культурологии
  12. провиденциализм — провиденциализм м. 1. Предопределенность. 2. Направление в философии, объясняющее исторические события проявлением воли провидения. Толковый словарь Ефремовой
  13. ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ — ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ (лат. providentio — предвижу) — специфическая для теизма концепция истории, в свете которой исторический процесс мыслится как реализация Божественного промысла, имеющего своей целью спасение человечества (см. ТЕИЗМ). Новейший философский словарь